Договорная алеаторность

Категория алеаторности не имеет легальной дефиниции в российском праве. В доктрине же алеаторность понимается как принципиально рисковый характер сделки. Часто он связан с тем, что обязательство одной из сторон поставлено под условие, в отношении которого неизвестно, наступит ли оно или нет.

Самый яркий пример алеаторности – это договор страхования, в котором обязательство страховщика (страховой организации) по выплате компенсации поставлено под условие наступления страхового случая. Однако алеаторный (рисковый) характер данного договора установлен самим законом.

Возникает вопрос – можно ли договором придать алеаторный характер той договорной конструкции, которая законом в качестве алеаторной не рассматривается.

Например:

1) договор купли-продажи по ГК РФ является обычным меновым договором. Но можно ли в договоре предусмотреть такое условие, что покупатель будет обязан заплатить за товар только в случае получения оплаты по другому договору? То есть может оказаться ситуация, при которой продавец товар передал, но условие о получении покупателем оплаты по другому договору не наступило, и обязательство по оплате товара у покупателя не возникло.

2) договор возмездного оказания услуг по ГК РФ тоже носит меновый характер. А если в договоре на оказание юридических услуг оплата услуг юриста поставлена под условие победы в деле (т.н. «гонорар успеха»)? Победа в деле, конечно, во многом зависит от качества работы юриста, но не на 100%, т.к. всегда присутствует усмотрение суда. Поэтому итоге может оказаться, что юрист оказал качественно услуги по ведению дела в суде, но дело проиграл и по условиям договора оплату за эту работу не получает.